28.09.2015

Аждар Куртов: Средняя Азия привыкла слизывать крошки с ладоней России и кусать длань дающего

Автор: asvfedf

В процессе строительства национальных государств в Центральной Азии произошел процесс архаизации госинститутов. В них появились четкие элементы, характерные для восточных деспотий прошлых ве

В процессе строительства национальных государств в Центральной Азии произошел процесс архаизации госинститутов. В них появились четкие элементы, характерные для восточных деспотий прошлых веков. Полномочия главы государства стали подобный прерогативы ханов и падишахов, — уверен первенствующий редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований при президенте Российской Федерации Аждар Куртов . По его мнению, в отношениях посреди Россией и Средней Азией сложилась модель, Кагда сама приучила новые суверенные государства слизывать крошки с ее ладоней и вместе с тем кусать длань дающего. И в этом смысле Казахстан маловато отличается от своих соседей. И даже протестный потенциал около страны имеется: его, как ни странно, концентрируют элиты. донельзя некоторый хотят власти, Но покамест они остерегаются свободно ходить напротив Назарбаева, поскольку накануне ними наглядные примеры, чем это кончилось для (бизнесмена, живет в изгнании) Мухтара Аблязова , (бывшего зятя президента Назарбаева, живет в изгнании) Рахата Алиева , (оппозиционного деятеля, застрелен в 2006 году) Алтынбека Сарсенбаева и других.

ИА REGNUM : Международная кризисная разряд (ICG) констатировала — мешать гибель инфраструктуры в Средней Азии невозможно. Что, на ваш взгляд, дозволено сделать, что бы предотвратить последствия разрушения инфраструктуры? Казахстан ведь уже хлебнул Кызылагаша, где в результате разрушения плотины погибло около полусотни муж Придут ли страны Средней Азии, на ваш взгляд, к пониманию, что, грубо, «электрификация» — это одинаковый составляющая государственности?

Прежде всего, отмечу, что я не во всем согласен с выводами ICG о неизбежности продолжения процесса разрушения инфраструктуры в Центральной Азии. сей тренд заведомо присутствует, Но он начисто неоднозначно проявляется в разнообразных регионах (государствах) Центральной Азии, по-этому как минимум являть обобщения, подводя всех к общему знаменателю, неправомерно. Во-вторых, известный процесс разрушения инфраструктуры не является линейным. Во многих случаях параллельно ему развивается, причем редко очень успешно, супротивный процесс — сотворения новой инфраструктуры, на новых принципах. В конце концов, Центральная Азия в этом отношении не некоторый уникальный регион, и другие сегменты на нашей планете сталкивались в своем развитии с аналогичными проблемами, при этом очень не В любое время тренд разрушения старой инфраструктуры приводил к необратимой социально-экономической катастрофе. Да, созданная в советский промежуток инфраструктура исподволь ветшает. Но надобно отдать ей должное: напротив наветам и огульной критике, которые безостановочно раздаются в ее адрес со стороны получивших независимость республиканских элит, эта инфраструктура оказалась очень добротной, с большим запасом прочности. И то есть она, то поглощать задел, созданный в советское время, и позволил новым суверенным государствам продержаться на плаву пара десятилетия.

ИА REGNUM : Полностью согласен — задел СССР оставил непомерно неплохой, позволяющий элитам до сих пор пользоваться советские наработки.

Давайте на этом обстоятельстве остановимся подробнее. теперь принято стыдить «империю зла» — Советский Союз, и преимущественно его суть — Москву. Эта любимая содержание и политических элит стран Центральной Азии и тех интеллектуалов, который обслуживает их интересы. Москва, Центр, де, выжимал все соки из Центральной Азии, нещадно эксплуатировал ресурсы региона, в общем, вел себя как «типичный колонизатор». Огромные усилия потрачены на то, что бы вбить эти бредовые тезисы в головы населения. И ведь верят в эти росказни! хоть чего проще: просто задуматься над очевидным, — СССР нет уже 20 лет. Все «колонизаторы» исчезли как дым. И что мы видим? будто высота жизни, та же средняя зарплата в любом из государств Центральной Азии превысили показатели России, то вкушать бывшего «колониального центра»?! Нет этого! Это в Россию зa куском содержание едут гастарбайтеры из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и Туркменистана, а не наоборот. Это в Россию перебралось не мало миллионов русскоязычных из Казахстана в поисках лучшей жизни и не желая переносить притеснений по национальному признаку. да который кого кормил, который кого эксплуатировал? Время убедительно показало: который был прав. Россия, фокус обеспечивал зa счет своих ресурсов развитие Центральной Азии: строил дороги, каналы, электростанции и линии ЛЭП, города, промышленные предприятия и т.п. Хорошо, «колонизаторы» ушли, и что мы видим? Инфраструктура деградировала. В этом состоит одна из фундаментальных причин деградации. истина на поверхности: оказалось, что независимость — это не лекарство от всех бед и сложностей жизни, что она автоматически не обеспечивает прогресс. Выгоду от получения независимости получили заранее только не такие быстро большие по численности социальные группы, в основном элитные. Но они не смогли иногда обеспечить даже элементарного — поддержать в рабочем состоянии ту инфраструктуру, которая досталась им действительно безмездно от советского периода. Элитные группировки были озабочены тем, как бы не прозевать открывшиеся пред ними уникальные возможности по личному обогащению. И ныне они всеми силами стараются сохранить такие возможности и на будущее, продолжая извлекать испокон веков обанкротившийся мнение о «тяжелом колониальном наследии», переваливая тем самым вину с недужливый головы на здоровую.

ИА REGNUM : Но гибель инфраструктуры никуда не девается, ведь да Какие страны Средней Азии вы отметили бы в этом смысле до всего?

Конечно, как я отметил, обстановка в разнообразных странах региона неодинакова. Наиболее плачевно дела обстоят в Киргизии. Эта сторона уже издревле обрела практически все характеристики несостоявшегося государства. владение живет зa мнимый счет, сменяющие побратим друга главы государств и правительств точный попрошайничают на международной арене, выпрашивая подачки. Воровство внутри страны следовательно массовой профессией. причина о торговле с Китаем удивительны: до сих пор Киргизия экспортирует в Поднебесную металлолом. сей ж какой резерв прочности инфраструктуры был создан в «колониальный период», если десятилетиями пилили, курочили металлоконструкции, что бы после зa дешевый продать их китайцам, а все еще раз употреблять что воровать!

Следующий по степени деградации — Таджикистан. До какой степени падения не мешает было дойти, что бы три возраст обратно даже в столице республики неделями было отключено все электричество, что бы дети замерзали в больницах насмерть. Нурекская ГЭС была построена в советский период. А что создано зa промежуток независимости? Сангтудинская ГЭС ? да ее построили россияне и на российские деньги. А доблестное таджикское начальник оказалось не в состоянии даже обеспечить оплату российским инвесторам зa производимое этой ГЭС электричество. немедленно договорились, что оплачивать будут зa счет средств Всемирного Банка . И это называется «достижениями независимости»?! теперь таджики действительно походка зa медленный сдают свою инфраструктуру китайцам, те строят дороги и тоннели. Душанбе решил обмануть китайцев, как он ранее обманул русских, рассчитывая, что китайцы возведут зa мой счет объекты, а после их дозволено будит кинуть и присвоить все себе. Но полагаю, что Рахмон усердный ошибается. Китайцы — не русские, они не потерпят такого. Наступит день, и таджики с удивлением обнаружат, что они уже не хозяева в своей стране: все будит контролироваться из Пекина.

Узбекистан находится в промежуточном положении. государство не располагает необходимыми ресурсами для поддержания инфраструктуры на должном уровне, Но до катастрофы вторично далеко. Дороги, ЛЭП, каналы продолжают строить. задача узбеков в другом: начальник не в состоянии обеспечить подрастающие поколения достойными рабочими местами. В итоге растет число тех, который недоволен своим положением. К чему это может привести, мы все теперь видим на примере Египта: там схожая ситуация. В условиях глобализации, развития массовых коммуникаций, молодой человеки видят: как живут в других странах и естественно хотят ютиться не хуже. Но около них нет такой возможности, преимущественно около жителей сельской местности и городских окраин. Социальные лифты не работают. человеки озлобляются, копят злобу на правительство, и при удобном случае возникает социальный взрыв.

В Туркменистане и Казахстане обстановка иная. Здесь правительства имеют имущество на развитие инфраструктуры, и она воистину развивается. И там и там дорожное строительство ведется в огромных масштабах. Конечно, не до только доходят руки, конечно, свою отрицательную занятие играет коррупция, выделенные имущество почасту разворовывают. Но будит откровенны: прорыв плотины, пусть и с жертвами, случившийся в Казахстане, — это вторично не предвозвестник Апокалипсиса. да что с моей точки зрения покамест серьезных последствий для Казахстана и Туркменистана от обветшания советской инфраструктуры ждать не стоит. Негативные тренды в этой сфере весь могут попадать купированы умелыми действиями правительств. Удается же Казахстану заполнять обмелевшую дробь Аральского моря, построив дамбу, отделившую эту доля от узбекской?

ИА REGNUM : Но снедать и энергетические проблемы, о них, кстати, ICG и пишет.

Ситуация с электроэнергией выступает частным случаем общей картины с инфраструктурой. Начну с того, что в бытие СССР, энергетические мощности, инфраструктура доставки электроэнергии до потребителей создавались на основе представлений о плановой экономике и бес учета наличия административных границ среди союзными республиками. ни один человек же не думал, что схема, по которой Киргизия и Таджикистан производили электроэнергию в летний период, получая в плановом порядке зимой компенсацию в виде угля и дизельного топлива, даст сбой. неужели дозволено было предположить, что Ингури ГЭС окажется точный на государственной границе посреди Грузией и Абхазией? открытие суверенитета создало принципиально иную ситуацию. Первоначально каждая из республик Центральной Азии возомнила, что они смогут жить только с опорой на собственные силы и ресурсы. В Казахстане, например, даже демонтировали высоковольтную ЛЭП, по которой электроэнергия поставлялась в Россию. Но со временем около некоторых элит пришло отрезвление. Россия была и остается единственной в СССР и СНГ весь самодостаточной страной. И энергетика как раз убедительно свидетельствует об этом. Современная Россия производит ежегодно едва более 1 триллиона кВт ч электроэнергии. Это в тысячу раз больше, чем производит Молдова, в 140 раз больше, чем Армения, в 100 раз больше, чем Киргизия, в 65 раз больше, чем Таджикистан, в 13 раз больше, чем Казахстан. посреди тем житель России в гораздо меньших пропорциях больше, чем житель названных государств.

Но случай не только в объемах производства. Россия, в разница от государств Центральной Азии имеет более диверсифицированную базу электроэнергетики: ее мощности — это не только ГЭС, Но и электростанции, работающие на угле, мазуте, газе, энергии приливов, термальных водах, ветре, солнце и разумеется — мирном атоме. Россия не находится в жестких тисках необходимости воспитывать только 1 видимость энергетики. А наличие подготовленных специалистов и собственных технологий позволяет ей не подчиняться от иностранной помощи. Все это дает России огромное преимущество. Тот же Казахстан в 90-ые годы попытался обеспечить электроэнергией со своих ТЭЦ, работающих на угле, и расположенных в северо-восточных областях республики, всю огромную территорию страны. Но после осознал экономическую неэффективность таких планов. Ведь в этом варианте пришлось бы воздвигать тысячекиллометровые ЛЭП. А тот, который не забыл опять школьный цена физики, помнит, что электроэнергия — не метал. Ее невозможно доставить на большие расстояния бес потерь. Зачем говорить ЛЭП к Актау, если глотать мочь утилизировать электроэнергией атомного реактора, благодаря которому сей регион снабжается опресненной водой?

ИА REGNUM : Но при этом, альтернативы худо-бедно изыскиваются и создаются. или же обстановка выглядит по-другому?

Наличие альтернатив, мочь выбора действий в энергетике — это тем более для первый встречный страны. Например, Туркменистан сталкивается с трудностями по экспорту своего природного газа на внешние рынки. Но, создав мощности газотурбинных электростанций, Ашхабад получил мочь сжигать газ в топках и экспортировать после электроэнергию, даже в географически далекую от него Турцию.

Чем выше будит апогей развития страны, чем выше будут претензии ее граждан на комфортную среду своего обитания, — тем больше будут знаменовать такие альтернативы. Посмотрите, — как ведет себя Азербайджан. Он выводит из строя действующие ТЭЦ, работающие на топочном мазуте. Эти ТЭЦ часто расположены в городской черте, и они чадят, выбрасывают в атмосферу огромное число углекислого газа. В Баку, несмотря на то, что своей нефти в Азербайджане хватает с избытком, все же решили перейти на газовые — более экологичные станции. Это и снедать прогресс. Прогресс, о котором в Таджикистане и Киргизии могут только мечтать. В быту — вещь похожее. Например, начальство Ашхабада гарантируют своим гражданам бесплатное пользование электроэнергией для бытовых нужд. Но только в пределах жестких лимитов, которых хватает на объяснение помещений. Но вот, что бы поставить кондиционер, очень не излишний в условиях жаркого климата Туркмении, уже надо вносить зa энергию. Хочешь — комфорта — плати. Все имеет свою цену. Тем, который в Центральной Азии привык приличествовать простым через — воруя электроэнергию из сетей, должен памятовать это.

В любом случае инфраструктура, связанная с обеспечением населения электроэнергией, — это важнейшая составляющая народнохозяйственного комплекса. Некоторые страны Центральной Азии покамест к тому же спасает от полного коллапса то обстоятельство, что опосля распада Союза около них произошла деиндустриализация. А то есть занятие обычно выступает основным потребителем электроэнергии. Но всякий экономический барыш непременно приведет к возрастанию потребности в электроэнергии. Тот, который не думает об этом загодя, обречен уже этим обстоятельством, на отставание в своем развитии.

ИА REGNUM : Что вы можете говорить общий о процессе становления государственности в Средней Азии и Казахстане? Готовы ли элиты в регионе сооружать государство?

Я далек от того, что бы утверждать, что государства Центральной Азии, обретя независимость в конце 1991 года, ввязались в авантюру, которая закончится для них однозначно плачевно. Нет, такой однозначно печальной предопределенности нет. Но в этой связи запрещать не отметить, что теперь политические элиты стран Центральной Азии сумели убедить свое житель в по сути мифологичной версии своей новейшей истории. Одним из центральных элементов этой версии выступает согласие о том, что ни одна душа в Центральной Азии, мол, не хотел независимости. И только эта распроклятая Россия вместе с руководителями Украины и Белоруссии взяли и сам развалили Советский соединение в Беловежской пуще. да вот, — это разновидность представляет собой намеренное развращение реальной истории. Я не только историк, Но и правовед, по-этому буду вертеться и к историко-политическим, и к правовым аргументам. В различие от пиарщиков, которые пишут теперь учебники истории в Центральной Азии, я привык воспитывать суждения на основе знакомства с первоисточниками, документами.

Не была инициатором развала Союза. Это юридически истинный факт. Тем более, что я был свидетелем этого процесса и память около меня кроме не отшибло. Практически во всех союзных республиках в промежуток конца 80-ых — начала 90-ых годов прошлого века очень активно шел процесс конституционных и законодательных реформ, кто в частности вел к внесению отдельных поправок в тексты советских республиканских конституций и к принятию новых законодательных актов. В ряде случаев эти поправки и акты имели принципиальное значение. Они не только меняли доход конституций, не только были направлены на отрицание от тоталитарного прошлого, Но и переформатировали прежние отношения в рамках федеративного государства, каковым являлся СССР.

Первый и конечный глава СССР Михаил Горбачев допустил дождь ошибок. да то есть его цена на искусственное сдерживание развития новых политических институтов под контролем компартии во многом и стал причиной того, что открытие независимости союзными республиками проходило поодаль не цивилизованным правовым путем. порядок М.С. Горбачева до последнего тянула с разработкой союзного законодательства, позволяющего регулировать на цивилизованной правовой основе сложные проблемы во взаимоотношениях среди союзными республиками. Но при этом мы не должны крыть глаза и на другое: республиканские элиты в то время стремились потеснить Горбачева, вынуждать властные полномочия для себя родимых. И на этом пути они не останавливались ни пред чем, в том числе они с легкостью неимоверной рвали тело великой страны на кусочки, пытаясь вещь урвать для себя.

ИА REGNUM : По официальной истории стран бывшего Союза — очень не все хотели независимости. Например, в Казахстане любят отмечать, что КазССР вышла из состава СССР одной из последних.

Союз начал важничать не с Москвы, а с окраин. В Грузии к начальник пришел националист Звиад Гамсахурдиа , единым духом же приступивший к развязыванию конфликтов с абхазами и осетинами. В Молдавии появились свои националисты с лозунгами присоединения к Румынии, в результате чего это привело к расколу и отмежеванию от таких политиков Приднестровья. Нагорный Карабах заполыхал одинаковый вдобавок при Горбачеве. И избиение в Сумгаите, в Фергане и Оше тожественный произошла до Беловежской пущи. И Казахстан не стоял в стороне. довольно вспомнить декабрь 1986 возраст — события в Алма-Ате (Желтоксан). Ведь теперь в казахстанской прессе и в научной литературе официально признано, что Желтоксан — это едва ли не «первое возмущение визави империи». А который стоял между прочих партийных и советских бонз на трибуне на площади, где митинговали демонстранты, недовольные назначением Колбина? конечно тот же Назарбаев!

То тут, то там в союзных республиках тамошние элиты выступали с откровенный сепаратистскими инициативами. Приведу отличительный пример: 9 марта 1990 возраст принимается закон Верховного Совета Грузинской ССР «О гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии» — лучший документ, какой юридически обосновывает сецессию. В этом документе сделка об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922 возраст объявлялся для Грузии незаконным. Юридически походить походка явно расходился с буквой закона, Но политики в союзных республиках, и в Грузии в особенности, маловато считались с этим. Это был благоразумный и целенаправленный удар. действие в том, что условие об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922 возраст был юридическим фундаментом федерации. Все последующее развитие Союза ССР опосля объединения РСФСР, БССР, УССР и ЗСФСР происходило через присоединения республик на основе положений Договора 1922 возраст об открытом характере советской федерации или же через преобразования некоторых автономных республик в союзные. В тексте постановления уже содержались формулировки, свидетельствующие об одностороннем противоправном выходе Грузии из правового пространства федерации, например, Кагда утверждалось, что принятые президентом СССР нормативные акты не будут пользоваться юридической силы бес согласия парламентов союзных республик (именно так, не только в Грузии, а во всех союзных республиках, то снедать по сути дела имел площадь требование к развалу федерации).

И сей требование был услышан. 11 марта 1990 возраст в Литве принимается свидетельство Верховного Совета Литовской Республики «О восстановлении независимого Литовского государства». вместе с тем с ним принимается действие о прекращении действия на территории Литвы Конституции СССР 1977 возраст и законодательства СССР, а да Конституции Литовской ССР от 20 апреля 1978 года. В Литве было восстановлено произведение Конституции от 12 мая 1938 года. кроме 30 марта 1990 возраст в Эстонии принимают правило «О государственном статусе Эстонии». 4 мая 1990 возраст выводит в аристократия «Декларация о восстановлении независимости Латвийской республики».

В РСФСР да эти процессы имели место. 12 июня 1990 возраст была принята объявление «О Государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». В этом документе формулировки существенно отличались от тех, которые были приняты в других союзных республиках. Провозглашая казенный суверенитет РСФСР, лучший собрание народных депутатов РСФСР зараз заявил в преамбуле этого документа о решимости создать демократическое правовое королевство в составе обновленного Союза ССР.

Весьма любопытно в этом отношении сравнить текст российской декларации с ее аналогом, принятом в Казахстане. известие о государственном суверенитете Казахской ССР была принята 25 октября 1990 года. Казахская ССР объявлялась суверенным государством, которое свои взаимоотношения с другими союзными республиками строит на договорной основе. Примечательно, что в тексте декларации был упомянут не СССР, а сближение Суверенных Республик — государство, которого реально не существовало. То снедать с правовой точки зрения политическая элита Казахстана декларировала, что она не считает себя связанной юридическими обязательствами в рамках СССР. определенный факт, как и другие положения декларации, свидетельствуют о том, что Казахстан отнюдь не стоял в стороне от процессов, приведших к распаду СССР, как об этом говорят власть современного Казахстана.

В декларации фиксировались нормы о национальной государственности, неприкосновенности территории республики, собственном гражданстве, исключительной компетенции республики в решении всех вопросов государственной жизни, зa исключением охотно делегированных ей Союзу, праве приостановления действия союзного законодательства на территории республики, праве заключать собственную финансово-кредитную систему, собственные внутренние войска, органы безопасности и МВД , непременно самостоятельным субъектом международных отношений. при этом любое вмешательство в столь широко обозначенную компетенцию республики расценивалось как нарушение ее суверенитета. умышленно оговаривались проблемы экологии, в частности, на территории республики запрещалось проведение испытаний ядерного оружия. Носителем суверенитета и источником начальство объявлялся многонациональный нация Казахстана, причем представителям всех наций и народностей гарантировалось правовое сходство и равные возможности во всех сферах общественной жизни. Таким образом уже сей свидетельство свидетельствует о реальном стремлении Назарбаева и его окружения кончаться из федерации.

И сей быль не единственный. ныне немногие помнят, как вела себя политическая элита Казахстана весной 1991 года. На 17 марта 1991 возраст был назначен общесоюзный референдум, формулировка вопроса которого, включаемого в бюллетень, была следующей: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере гарантированы права и свободы человека всякий национальности?». Руководство ряда союзных республик, вынашивая ожидание сецессии, воспрепятствовало проведению референдума в своих республиках. за всем тем в Казахской ССР поступили с истинным азиатским лицемерием. высший внушение Казахской ССР сформулировал мой разновидность вопроса, выносимый на референдум: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств?» Но по этой формулировке голосование проводилось только в Казахской ССР. 17 марта 1991 возраст на референдуме о судьбе СССР 94% избирателей Казахстана проголосуют зa его сохранение, что превышало палец следствие по стране — 76,4 %. лукавство Назарбаева состояла в том, что в зависимости от политической конъюнктуры В любое время опосля этого мог овладевать диаметрально противоположные позиции. если бы побеждали сторонники единства страны, — в шествие пошел бы мнение о том, что принятая в Казахстане формулировка была более прогрессивной. А если бы победу одерживали сторонники сецессии, то тем временем могли заявить: а мы, мол, умышленно провели голосование по своей формуле и результаты мочь суммировать в целом по Союзу. То питаться на деле действия казахстанской элиты были скрытой диверсией.

ИА REGNUM : Даже да А как дозволительно это доказать?

Не все верно ныне знают о том, что Назарбаев был прекрасно осведомлен о том, что хотят принять три руководителя славянских республик в Беловежской пуще. Более того, он был туда приглашен. Но он и здесь поступил как правдивый азиатский стратегический и лицемерный политик: сообщил Ельцину, Кравчуку и Шушкевичу, что он задержался в пути за бурана. при этом прежде — 1 декабря 1991 возраст Назарбаев провел всенародные выборы, где в условиях безальтернативности победил. Тем самым он хотел прежде получить мандат не от советского парламента. Примечательно, что сразу 1 декабря на Украине был проведен мой референдум, ссылаясь на кто Кравчук и не стал подписывать свидетельство о вступлении Украины в СНГ. Чем как не координацией действий Назарбаева и Кравчука дозволено объяснить это совпадение?! Все они хотели, как и Ельцин, принуждать из под Горбачева кресло и ворочать в своих вотчинах самолично, бес оглядки на кого бы то ни было. Наконец, зa высший СССР проголосовали все члены СНГ, а не только те, который был в Беловежье. Ведь сей урок обсуждался в Алма-Ате сквозь две недели. если бы некоторый из лидеров той же Центральной Азии хотел иного, он бы выступил против. Но все проголосовали зa Алма-Атинскую декларацию.

ИА REGNUM : Ну вот, получили среднеазиатские республики такую долгожданную независимость. Но ведь на этом процесс размежевания не закончился. Почему?

Потому что свою государственность элиты Центральной Азии отстаивали на противопоставлении России. Все они просили около России кредиты, требовали, что бы торговала с ними не по рыночным ценам, а с огромными скидками, то вкушать в потеря себе. то есть Россия взяла на себя и багаж выплаты внешних долгов СССР. действительно то есть Россия профинансировала после такую систему становление суверенных государственных институтов своих партнеров по СНГ. А что она видела в протест Потоки русскоязычных граждан, которые вынуждены были бросать в Россию от гражданских войн и разгула национализма. Россия помогала странам Центральной Азии и обороняя их рубежи, причем ценой жизней своих солдат. если бы не Москва, в Таджикистане не наступил бы мир, а Рахмон да бы остался одним из полевых командиров, мечтающим взойти на власть в Душанбе. Но что ли безотлагательно это надлежащим образом оценено? К сожалению то, что дешево достается, то дорогой не ценится. сама приучила новые суверенные государства и слизывать крошки с ее ладоней и сразу кусать длань дающего.

В процессе строительства национальных государств в Центральной Азии произошел процесс архаизации государственных институтов. В них появились четкие элементы, характерные для восточных деспотий прошлых веков. Полномочия главы государства стали приводить на память прерогативы ханов и падишахов. И это сохраняется и по сию пору. Например, в конституции Узбекистана весь не предусмотрен институт импичмента (отрешения от должности президента). А зачем, который дерзнет покуситься на президента? В конституции Казахстана и ныне лакомиться нормы, грубейшим образом расходящиеся с провозглашенным в ней же принципом разделения властей. правитель Казахстана наделен правом пить законы, пускай бы любой знает, что в нормальном государстве это — право парламента. всюду в Центральной Азии царствует национализм и этнократия. В Туркменистане долгие годы в конституции была формулировка о том, что президентом может содержаться только этнический туркмен. В Казахстане в январе 1993 возраст была принята конституция, где было зафиксировано, что «Казахстан — это царство самоопределившейся казахской нации». То поглощать только казахов и никого больше. И таких примеров сотни.

ИА REGNUM : А насколько внешнеполитический цена республик Средней Азии, на ваш взгляд, способствует сохранению государственности?

Для внешней политики стран Центральной Азии стал характерен путь на да называемую «многовекторность». Иными словами дипломатической беспринципности, шараханий от одного внешнего патрона к другому в зависимости от того, который больше даст. Бакиев довел эту линию до запредельного цинизма. Подписал на саммите ШОС обещание следовательно со временем базу USA из аэропорта Манас, Но после предал своих партнеров и стал принуждать переговоры с американцами об увеличении размера оплаты.

Назарбаев, кто любит рисовать самого преданного идее евразийской безопасности и интеграции в СНГ, в прошлом году, уступив давлению американцев, дал единство на отправку своих военных в Афганистан. Каримов, получивший опосля событий в Андижане в 2005 году поддержку Москвы, Кагда на Ташкент откровенный давили из USA и Европы, требуя международного расследования, сегодня еще заигрывает с Западом. Что ж это Восток. В Кремле должны понять, кем на самом деле являются его партнеры по СНГ.

Такая циничная политика центральноазиатских элит, тем не менее, будит длиться и далее. Добился же роскошный Казахстан от России в конце прошлого возраст бесплатной поставки ЗРК С-300. Что не могли платить Могли, Но обыкновение просить около «старшего брата» осталась. весь и лидеры и политические элиты Центральной Азии напоминают недорослей, которые изо всех сил стараются казаться взрослыми. да женщина — тинейджер, стащив около матери косметику, неумело кладет макияж на свое личико. Ей кажется, что она опосля этого стала одинаковый с красавицами на подиумах. Но на самом деле она выглядит смешно в глазах окружающих. Взрослыми людей делает их ответственное поведение, а не помада либо тени на веках.

В мире не да быстро дождь бесспорно независимых государств. И Россия — в числе таковых. большая часть же других, в том числе и все страны Центральной Азии, как только провозглашают свою независимость, а на самом деле — они клиенты внешних партнеров. Они не самостоятельны, как не самостоятельны спутники больших планет, вращающиеся на их орбитах. В таком качестве жизнь государств Центральной Азии может простираться довольно долго.

ИА REGNUM : Каков ваш прогноз в отношении региона? дословно на днях индустрия STRATFOR выпустила аналитический доклад, в котором, в частности, прогнозирует возможное проведение революций по египетскому сценарию в трех республиках — Азербайджане, Киргизии и Таджикистане. В то же время, в своем блоге Александр Собянин заметил, что «раскачивать» в 2011 году ситуацию будут и в Казахстане в том числе. Что вы думаете об этом?

Сразу отмечу, что с прогнозом STRATFOR я не согласен. Он может замечаться верен только для одной из названных стран — Киргизии. однако иностранцы плохо знают ситуацию на постсоветском пространстве и в их мозгах давлеют некие теоретические схемы, следования которым приводит к неверным выводам. В Таджикистане египетский сценарий невозможен, поскольку там нет готовности населения к активным протестным действиям.

Скорее быстро в Таджикистане возможен разновидность дворцового переворота. конечно и что такое «египетский сценарий»? В Египте опять суд ничем не завершилось. И как я прогнозирую, все закончится тем, что за Мубарека появится новоявленный избранник все той же армейской верхушки. Что касается прогнозов STRATFOR относительно Азербайджана, то это общий — «гадание на кофейной гуще». нуль подобного в Баку не будет. держава Ильхама Алиева далека от демократии, Но она сильна, расположение стабильно, а оппоненты деморализованы, разобщены. А суть житель вконец не жаждет революций.

Мой товарищ Александр Собянин непременно прав в том отношении, что раскачивать лодку могут и в Казахстане. В этом государстве снедать тайный от посторонних глазища протестный потенциал около элит. в высшей степени некоторый хотят власти, Но покамест они остерегаются беспрепятственно ходить напротив Назарбаева, поскольку до ними наглядные примеры, чем это кончилось для Мухтара Аблязова, Рахата Алиева, Алтынбека Сарсенбаева и других. Деспотические элементы правления Назарбаева, в частности, в том и проявляются, что он не жалеет в случае чего никого, даже своих родственников и прежних приближенных. Но прощупывать «лидера нации» на прочность, вероятно в Казахстане будут. Знаете, — как в американских фантастических кинофильмах, Кагда варвары пробуют время от времени твердыня защитного барьера, которым окружен становище инопланетян. Тем не менее, революций я здесь не ожидаю.

ИА REGNUM : Большинство аналитиков склоняются к тому, что обострение ситуации в Средней Азии будит уже нынешней весной — сформируется, дескать, целая кривизна нестабильности, с участием Киргизии, Таджикистана и Афганистана. как вы оцениваете эти прогнозы?

Такой сценарий не исключен, Но все же я не оцениваю его шансы как доминирующие. Хочу красоваться правильно понят. Я ведь работаю на высшую российскую власть. господствовать хочет точно знать правду о происходящем зa пределами государственных границ России. Кремлю не нужны сказки и недостоверные версии. А вот рацион экспертного сообщества живет тем, что беспрестанно выплескивает в СМИ некие сенсации. Чем больше в них алармизма, тем больше внимания они привлекают к себе. Сами применяемые термины — «дуга нестабильности», «кольцо анаконды» и прочее служат то есть этим целям.

С моей точки зрения, наиболее может быть происхождение серьезных проблем в Киргизии и в Афганистане. В Киргизии по многим причинам. Во-первых, деньги республики пуста и ее нечем наполнить. Потенциальные инвесторы напуганы тем, что творится тотальный беспредел, объекты национализируют, просто захватывают. хозяин ни за какие благополучия не защищен властью и законом. А новость начальник и рейхсрат должны ведь опять и выправлять те обещание, которые они щедро раздали населению, Кагда свергали строй Бакиева. Возможно, то есть весной и настанет время выплачивать по счетам. Шарль Дюкло недавно сказал: «Народ рукоплещет всякому перевороту в правлении, покамест не разочаруется в дежурный раз». Для Киргизии промежуток вызревания разочарований явно сжимается. Акаева терпели полтора десятка лет, Бакиева — пять, новую господство сомнительно ли будут выдерживать столько же. снова одна виновник — слабая электоральная помощь нынешней правительственной коалиции и состава парламента в целом. В количественном отношении их противников больше и они будут работать ставку на заработок к власть после дестабилизацию обстановки.

Афганистан — дальнейший соперник на призовое пространство очага нестабильности. Собственно стабильности там нет уже годов 35. Американские войска, введенные в конце 2001 года, тожественный не смогли умиротворить эту страну. В прошлом году потери коалиции впопыхах возросли — до 700 человек. А это — треть от общих потерь зa деревня промежуток натовской оккупации страны. И вещь не видно, что бы владычество правительства Карзая окрепла бы до той степени, что сможет взвались на беся поклажа ответственности зa страну. Не как раз американцы да активно стали обхаживать всех, в том числе и Кремль с просьбами поучаствовать в судьбах Афганистана. Явно они не справляются даже в купе с мощью Североатлантического альянса.

Но вот прогноз в отношении Таджикистана я не во всем разделяю. По причинам в основном уже изложенным выше. Рахмон справился с вызовами прошлого года, ему удалось переставать источник вооруженного сопротивления в горах. И покамест нет достаточных оснований полагать, что, если вспыхнет еще раз 1 мятеж, то он будит однозначно удачен.

ИА REGNUM : Можно ли смотреть нынешние досрочные выборы в Казахстане, как придание дополнительной легитимности верховной начальник в Казахстане как раз до начала затяжного периода дестабилизации в Средней Азии? Ведь не секрет, что Нурсултан Назарбаев в Казахстане считается оплотом государственности, через силу ли не единственным стержнем республики? В качестве одной из возможных версий, объясняющих очень неадекватное обычай Назарбаева, тихо наблюдавшего зa спектаклем под названием «Сага о референдуме и досрочных выборах», наверное, можно. Но я все же не считаю эту версию более весомой, чем другие. около Назарбаева следовательно довольно легитимности вне всякой меры. Понимаете, Кагда случаются революции, не смотрят ни на то, когда, который и каким числом голосов избирался. В том же Египте выборы прошли всего-то в прошлом году. как не смотрят и на действующие законы. малый пример. Я уже вспоминал референдум 17 марта 1991 возраст о сохранении СССР. Прошло только девять месяцев и об этой воле народа напрочь позабыли. как позабыли депутаты казахстанского Мажилиса о своих же патетических речах в здании парламента, Кагда они с раскрасневшимися от любви к Назарбаеву лицами говорили, что референдум нуждаться обманывать во что бы то ни стало, да как только на нем проявляется истинная желание народа. Но Кагда руководитель решил иначе, все сразу забыли о своих словах. кстати робеть с линией елбасы — вот истинная сущность казахстанского патриотизма и весь всей казахстанской политики. Никого из политиков Казахстана даже не заботит, что они окончательно «потеряли свое лицо», публично облизывая со всех сторон Назарбаева. В Казахстане 1 политик — Назарбаев, все остальные — работник материал, пешки, коих двигают на шахматной доске другие. В этом то и состоит изнурение системы власти, существующей в Казахстане. Вынь стержень, и система может рухнуть как карточный домик.

Но мы должны понимать, что даже, если Назарбаев останется в охотно здравии на своем посту, это кроме не гарантирует Казахстану безопасность и благополучие. Казахстан весь является очень уязвимой во многих отношениях страной. Огромная область и маленькое житель не позволяет даже обеспечить надлежащую охрану внешних рубежей государства. Случись дестабилизация на южных границах Казахстана, мешать ее распространение на территорию республики будит трудно. как образно выразился 1 выше- знакомый киргиз о китайской угрозе: «Если китайцы попрут, около нас же патронов не хватит отстреливаться». да что счастливое будущее региона Центральной Азии отнюдь не предопределено. На все требование Всевышнего.

Михаил Пак , Алма-Ата